



БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ |
25-10-2024 |
3. Педагогический анализ без сколько-нибудь существенного применения биомеханики.
Точный количественный биомеханический анализ выполнения упражнений представляет собой мощный, но сложный, громоздкий инструмент специальных исследований не только в спорте, но и в физиологии труда, в восстановительной медицине, в конструировании роботов и некоторых машин (1). Применение его в учебно-тренировочном процессе возможно и целесообразно лишь в отдельных случаях. Эта форма анализа нужна для выявления и задания эталонов выполнения различных упражнений, для решения тех или иных принципиальных спорных вопросов построения движений, дни определения биомеханических закономерностей двигательных действий (6). Но, как отмечает Д.Д.Донской (2), движение во всем его разнообразии, во всех его проявлениях, во всей полноте невозможно охватить. Существуют тысячи и тысячи особенностей, подавляющая часть которых вообще не поддается регистрации. Так, например, невозможно измерить силу каждой мышцы в любой момент движения, определить точно время и степень ее участия. Только по некоторым поверхностно расположенным мышцам при некоторых упражнениях с помощью записи их электрических потенциалов (токов действия) можно получить некоторые данные.
Обычно в первую очередь регистрируют перемещения в пространстве и во времени отдельных точек тела спортсмена (3). Для этого отмечают на коже отдельные места проекции осей суставов. Съемку проводят при помощи специальных фоторегистрирующих установок. Увеличивая с негативов изображения, накладывают на них сетку координат и определяют положение (координаты) отмеченных точек в разные моменты времени. Полученные данные о перемещениях в пространстве и о затраченном времени, при помощи расчетов определяют скорости и ускорения. Так получаются кинематические характеристики: пространственные, временные, скоростные. По ним судят о кинематической структуре движений. Этот метод называется киноциклографией. С его помощью почти во всех видах спорта получены почти все данные о спортивной технике, которые сейчас известны. Так что если эта форма биомеханического анализа и применима в спортивной педагогике, то разве что в работе со спортсменами очень высокого класса. Таким образом, можно сделать вывод, что точный количественный биомеханический анализ нужен для практической педагогике, но не может быть пока ее средством.





Новое в велоспорте:
Gustav M от Magura — это серьезный даунхильный монстр, весящий на 100 г больше.. Подробнее
Жесткая, на первый взгляд, пластиковая обшивка на деле оказалась весьма податливой формам пятой точки.. Подробнее
Однажды ко мне попал интересный экземпляр небольшого "китайского" фонарика. Интересен он был тем, что несмотря на все "китайские недостатки".. Подробнее