



Методика совершенствования технического мастерства бегунов на 400 метров на основе использования технических средств обучения |
24-01-2025 |

Использование технических средств обучения (ТСО) позволяет значительно повысить эффективность тренировочных процесса. Вместе с тем, для целенаправленной разработки ТСО необходимо, прежде всего, изучение специфических закономерностей развития регуляции движений спортсменов, особенностей взаимодействия сенсорных систем, а также определение системообразующих факторов оптимизации техники физических упражнений.
Двигательные действия являются сложными системами, состоящих из различных элементов и фаз. При этом, выделяют динамическую и кинематическую структуры. Кинематическая структура отражает закономерности взаимодействия элементов и подсистем движения в пространстве и во времени, динамическая - взаимосвязь внешне и внутренних сил. Динамические особенности движений, отражающие смысл действия, являются общими для всех спортсменов, в отличие от кинематически, Которые в основном зависят от антропометрическими показателей - рост, длина рук, ног и т. д..
Многолетние экспериментальные исследования показали, что специфика двигательной деятельности оказывает существенное влияние на развитие регуляции движений спортсменов.
Этот процесс включает три этапа. Первый этап характеризуется развитием способности бегунов к управлению отдельнымы элементами движений. Вначале атлеты осваивают управление величинами суставных углов, о чем свидетельствует избирательное снижение их вариативности. В дальнейшем развивается способность к управлению усилиями, обеспечивающими ускорение биозвеньев тела. Стабилизация пространственной и динамической структуры, в свою очередь, определяет формирование временных параметров движений. Ведущим уровнем построения движений на данном этапе является уровень пространственного поля "С 1", ответственный за процессуальную точность.
На втором этапе у спортсменов развивается способность к управлению параметрами целостного двигательного действия - траекторией, усилиями, ритмическим рисунком бега при ведущей участии уровня пространственного поля "С 2", определяющим финальную точность движений.
Третий этап развития регуляции движений характерен только для наиболее одаренных атлетов. На этом этапе развивается способность к адаптивной перестройке техники двигательных действий в соответствие с условиями соревновательной деятельности. При этом в качестве системообразующего фактора оптимизации кинематической и динамической структуры целостного действия выступает обратная связь от скорости бега спринтера. Ведущим уровнем построения движений является уровень предметных действий, обеспечивающий достижение конечного результата.
Возрастные границы этапов развития регуляции движений зависят от специфики видов спорта, методики обучения и индивидуальных особенностей спортсменов.





Новое в велоспорте:
Gustav M от Magura — это серьезный даунхильный монстр, весящий на 100 г больше.. Подробнее
Жесткая, на первый взгляд, пластиковая обшивка на деле оказалась весьма податливой формам пятой точки.. Подробнее
Однажды ко мне попал интересный экземпляр небольшого "китайского" фонарика. Интересен он был тем, что несмотря на все "китайские недостатки".. Подробнее